- Визовый кодекс Европейского Союза
- Краткая история Шенгенского визового кодекса
- Первоисточники шенгенского права
- Шенгенская информационная система
- Почему ЕС обновляет Визовый кодекс
- Что меняется для заявителей
- С какого момента начнет применяться измененный Визовый кодекс
- Шенгенский кодекс о границах
- Какие юридические основания есть у стран ЕС для ограничения передвижения граждан
- Выборочные статьи Визового кодекса Европейского Союза:
- Статья 6. Условия въезда для граждан третьих стран
- Статья 11. Требования к визовой анкете (формуляру ходатайства)
- Статья 24. Выдача единой визы
- Статья 32. Отказ в визе
- Перечень документов на туристическую шенгенскую визу
- Выдача виз по правилам единого Визового кодекса
Визовый кодекс Европейского Союза
Государства в Шенгенской зоне
С 21 декабря 2007 года в Шенгенскую зону входило 24 страны: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Норвегия и Исландия, а с декабря 2008 года — Швейцария.
В то же время среди государств-членов Евросоюза – Болгария, Кипр, Великобритания и Северная Ирландия, Ирландия и Румыния до сих пор не входят в Шенгенскую зону.
Визы и виды на жительство, выданные государствами-членами Шенгенской зоны, будут считаться действительными в любом государстве-члене.
После полного членства Венгрии в Шенгенской зоне:
- визы и виды на жительство, выданные государствами-членами Шенгенской зоны, также будут считаться действительными для Венгрии.
- единые шенгенские визы, выданные венгерскими дипломатическими представительствами, и виды на жительство, выданные компетентными органами, будут считаться действительными для всей Шенгенской зоны.
Однако виза является временным разрешением на въезд, которое автоматически не дает владельцу права пересекать границу. При въезде в страну путешественника могут попросить подтвердить цель пребывания (приглашение, бронь гостиницы, билеты и т.д.)
Безвизовый въезд на территорию Венгрии предоставляется:
- граждане ЕС и ЕЭЗ
- граждане следующих стран: Австралии, Андорры, Аргентины, Бразилии, Брунея, Ватикана, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Гонконга (для владельцев паспортов с пометкой «Особый административный район Гонконг»), Израиля, Исландии, Канады, Коста-Рики , Лихтенштейн, Макао (для владельцев паспортов с пометкой «Regio Administrativa Especial de Macau»), Малайзия, Мексика, Монако, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Республика Корея, Сальвадор, Сан-Марино, Сингапур, США Америки, Уругвая, Хорватии, Чили, Японии и Сербии (с 01.01.2012)
- владельцы служебных и дипломатических паспортов, выданных в странах, с которыми Венгрия заключила двусторонние соглашения о безвизовом въезде, в частности в Республике Беларусь
Кто имеет право обращаться за визой в посольство Венгрии в Республике Беларусь:
- граждане Республики Беларусь
- лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь на законных основаниях (имеющие вид на жительство или регистрацию/визу сроком на 3 месяца и более)
- граждане государств, где нет венгерских дипломатических миссий и ни одна страна Шенгенского соглашения не выдает визы от имени Венгрии
Визовый код ЕС (вступил в силу 5 апреля 2010 г.)
Основные положения:
- При подаче заявления на визу требуется личное присутствие. При этом от заявителей требуется предоставление четко определенных документов: анкета-заявление; документ, удостоверяющий личность и дающий право на пересечение границы; фотография; документ, подтверждающий цель поездки; подтверждение наличия достаточных финансовых ресурсов; медицинская страховка; информация, подтверждающая, что заявитель намерен покинуть Шенгенскую зону до истечения срока действия визы. При необходимости консул вправе запросить дополнительные документы.
- Требования к паспорту (проездному документу) следующие:
срок действия должен превышать дату планируемого выезда с территории
государство-член ЕС не менее 3 месяцев, содержит не менее 2 чистых
страницы для визы; выпущенных за последние 10 лет.
- Подавая документы в дипломатическое представительство страны, заявитель гарантирует подлинность и достоверность сведений
- После того, как Визовая информационная система (VIS) будет введена в действие, потребуются отпечатки пальцев (вместе с цифровой фотографией). Эта операция будет проведена при первом обращении за визой. Отпечатки пальцев будут храниться в ВИС в течение 59 месяцев, после чего необходимо будет повторить процедуру сбора отпечатков пальцев. Ожидается постепенное введение данного требования (первый этап проведен в октябре 2011 г
- Установлен максимальный срок рассмотрения заявлений на выдачу виз (15 календарных дней).
- При поездке в страны Шенгенской зоны следует обращаться в дипломатическое учреждение страны, являющейся конечным пунктом поездки. Если продолжительность посещения отдельных стран одинаковая или примерно одинаковая, решающим фактором для выдачи визы является первая страна Шенгенской зоны.
- Визы выдаются на однократный, двукратный или многократный въезд. Срок действия не может превышать пяти лет. Многократные визы выдаются на срок от 6 месяцев до 5 лет. В этом случае заявитель должен предоставить доказательства необходимости частых или регулярных поездок в связи со своим профессиональным или семейным положением. Учитывается также законное использование предыдущих виз.
- Визовый кодекс дает право выбора оформления визы: через консульские учреждения, визовые центры (при их наличии) или через лиц или фирмы, аккредитованные дипломатическим представительством.
- В случае отказа в выдаче визы страна обязана объяснить причину такого решения (данное положение действует с 5 апреля 2011 года) и предоставить лицу информацию о правилах обжалования. Консульский сбор в случае отказа не возвращается.
Правила обжалования в случае отказа в визе
В случае отказа в выдаче визы заявитель может подать письменную жалобу на имя консула в течение 8 календарных дней с момента уведомления об отказе.
Жалоба подается на венгерском, английском или другом официальном языке ЕС. Переводы жалобы с других языков должны быть заверены.
Жалоба вправе быть подана самим заявителем или его представителем при наличии надлежащим образом оформленной доверенности.
Стоимость жалобы фиксированная — 30 евро (скидки и льготы не предоставляются). Эта сумма вносится заранее в Посольство Венгрии в любом отделении ОАО «Приорбанк», даже если консульский сбор не взимался или была предоставлена скидка при первичной подаче документов.
Обращение обрабатывается министром иностранных дел Венгерской Республики
Срок рассмотрения жалобы составляет 15 календарных дней с момента подачи. Этот срок не подлежит сокращению. Кроме того, при обработке жалобы в консульство или вышестоящий орган могут потребоваться дополнительные документы, а сам заявитель может быть приглашен на собеседование.
Краткая история Шенгенского визового кодекса
Визовый кодекс ЕС представляет собой свод правил, регулирующих процедуры подачи заявления на получение краткосрочных виз в ЕС (официально называемых «шенгенскими визами»), а также процедуры обработки этих заявлений и выдачи виз.
Кодекс также известен как Регламент (ЕС) № 810/2009. Он вступил в силу в 2010 году и с тех пор действует во всех странах ЕС и ассоциированных государствах, которые применяют правила Шенгенского соглашения.
Общая визовая политика была неотъемлемой частью процесса создания Шенгенской зоны без внутренних границ, а также способствовала применению других политик Союза, например, в сферах внешних сношений, торговли, образования, культуры и туризма.
На протяжении многих лет Союз использовал визовый кодекс, чтобы найти лучший баланс между вопросами миграции и безопасности, экономическими соображениями и общей внешней политикой.
Первоисточники шенгенского права
Для чего был создан Шенгенский акт? Об этом говорится в самой преамбуле соглашения. Понимая, что тесные связи между странами Евросоюза должны выражаться, в том числе, в свободном перемещении граждан через общие границы, в свободном обмене товарами, правительства вышеуказанных государств отказались от контроля на общих границах.
Примечание 1
Основная роль применения Шенгенского соглашения заключается в отказе от контроля на границах государств-членов, при этом принимается ряд мер для компенсации этого отказа. Необходимость устранения административных барьеров существовала давно. Отмена виз внутри ЕС — последовательный шаг к объединению европейских государств в единое правовое пространство.
Шенгенское соглашение является базовым документом. Сегодня это интересно с исторической точки зрения. Это программа действий в подготовительном плане. В целях предотвращения проникновения преступных элементов стороны соглашения разработали необходимые меры, которые будут реализованы в ближайшее время. Была установлена дата отмены пограничного контроля — 1 января 1990 года.
Основным документом является Шенгенская конвенция, вступившая в силу в 1995 году. Она закрепила и определила порядок режима свободного перемещения юридических документов. Именно тогда для семи государств Евросоюза начался новый этап — этап полной свободы передвижения между странами. Отменен внутренний пограничный контроль между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Португалией и Францией. Шенгенские соглашения стали основой правовых норм, получивших название Шенгенского акта. Нормативные акты, изданные Исполнительным комитетом, также стали источником Шенгенского акта.
Исполнительный комитет был законодательным органом, созданным и наделенным полномочиями в соответствии с Конвенцией 1990 года. Документы комиссии дополняют и уточняют положения конвенции. В 1999 году Исполнительный комитет передал свои полномочия главному законодательному органу ЕС — Совету. Совет и Европейский парламент совместно принимают нормы, касающиеся шенгенского законодательства, визовой, иммиграционной политики и политики предоставления убежища. Шенгенское право является источником вторичного права ЕС, документы не могут противоречить другим документам ЕС, действующим на всей его территории.
В рамках Амстердамского договора была пересмотрена уголовная политика. Убежище, иммиграция, защита внешних границ ЕС были отнесены к компетенции ЕС. Союз также издает юридически обязывающие акты. Для принятия такого акта Совет должен внести квалифицированное большинство голосов, а для вступления конвенции в силу требуется согласие большинства государств. В ЕС существует судебный контроль, который осуществляется Европейским судом для определения законности совершения действий. Амстердамский договор имеет приложения в виде протокола об интеграции Шенгенских соглашений в право ЕС и протокола о порядке предоставления политического убежища в ЕС.
Основной целью ЕС было создание «европейской зоны свободы, безопасности и справедливости». С момента подписания интеграционного протокола ЕС считает Шенгенское право частью своей правовой системы. Правовая система продолжает развиваться на основе Римского договора 1957 года и Маастрихтского договора. Третья часть Маастрихтского договора содержит важные нормы Шенгенского права, касающиеся визовой политики, убежища и иммиграционной политики.
Заметка 2
В договорах предусмотрен ряд положений о преследовании преступников на территории другого государства, о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в том числе о выдаче преступников, о создании межгосударственной информационной системы о разыскиваемых преступниках.
Шенгенская информационная система
В 1989 году для координации деятельности был создан Европейский совет по наркотикам. Шенгенское соглашение предусматривало усиленные меры по борьбе с преступностью. Незаконный оборот наркотиков — не единственная угроза. Терроризм, незаконная торговля оружием являются преступлениями, борьба с ними не менее важна.
Сотрудникам Европола изначально было поручено устранить проблемы, вызванные открытыми границами, но постепенно их задачи расширились. В 1987 году была создана Шенгенская информационная система (ШИС), данными которой пользовались пограничные и полицейские службы. SIS была создана для поддержания общественного порядка, национальной безопасности и соблюдения положений Шенгенской конвенции. Это одна из самых полных информационных баз данных, главный банк которой находится в Страсбурге, Франция. Здесь вносятся сведения о лицах, экстрадицию которых запросили государства-члены.
Данная информация касается лиц, совершивших особо опасные преступления. Также в нем содержится информация о документах или предметах, являющихся доказательствами по расследуемым делам. Стало возможным преследовать преступников на территории других государств-участников соглашения. При задержании преступника на территории другой страны необходимо присутствие должностных лиц государства, где производится задержание.
Государства-члены отправляют информационные данные в основную систему через свои национальные системы (N-SIS). Центральная система имеет сеть SIRENE, которая предоставляет дополнительную информацию по запросу из национальных офисов.
Заметка 3
SIS вступил в силу 26 марта 1995 года, с даты отмены пограничного контроля. Информационная система Шенгена продолжает совершенствоваться в связи с расширением ЕС.
В 2004 году произошло еще одно важное событие. Еврокомиссия приняла решение включить биометрические данные в паспорта граждан ЕС и въездные визы. В 2004 г биометрические паспорта начали выдавать в Бельгии, в 2006 г. – в Австрии, Франции, Испании, Италии. В конечном итоге все граждане, имеющие паспорта ЕС, а также иностранцы, въезжающие на территорию Союза, должны будут пройти процедуры идентификации по лицу и отпечаткам пальцев для включения в расширенную Шенгенскую информационную систему.
В 2001 году к ЕС присоединились 10 новых государств, естественно встал вопрос о реформировании СИС. До этого система уже обновлялась и модернизировалась, но требовала еще больших изменений и обеспечения функциональности при присоединении 10 государств.
Реформа СИС сопровождалась ожесточенными спорами о том, какие функции должна выполнять система. В 2001 году Совет принял два нормативных акта — регламент и решение, из которых следовало, что СИС II должна была формироваться из общего бюджета ЕС. Комиссия представила три предложения, обобщающие исследования архитектуры, функций новой системы:
- Положение о регулировании части СИС II, относящейся к «первому столпу».
- Положение о предоставлении доступа к СИС II органам, отвечающим за регистрацию транспортных средств.
- Решение, которое регулирует «третий столп» системы».
Методы борьбы с терроризмом требовали более тесного сотрудничества сотрудников полиции разных стран, СИС могла бы стать эффективным инструментом в этой борьбе. Предполагалось дополнить систему информацией о действиях Европейского ордера на арест, а также связать системы Европола и Евроюста. Для достижения своих целей Совет принимает два регламента, с их помощью были внесены поправки в Шенгенскую конвенцию 1990 года. Доступ к данным СИС был предоставлен Европолу и Евроюсту, точнее, национальным ведомствам. Расширился список пропавших объектов, по которым в систему внесены ориентировки — катера, самолеты, контейнеры, а также перечень документов — вид на жительство, платежные средства. SIS была открыта национальными службами, отвечающими за расследование и уголовное преследование преступлений.
Примечание 4
Государства-члены обязаны регистрировать все передачи персональных данных и хранить их до 3 лет. Создана общая правовая основа для работы сети SIRENE.
В 2006 г. Европейская комиссия отметила, что обновленная СИС не может быть введена в 2007 г., как планировалось. Но при этом вновь присоединившиеся государства должны были отменить пограничный контроль, для этого система должна работать. Португалия предложила выход: система SIS едина для всех. Такая система была разработана как клон португальской национальной SIS, к которой на временной основе присоединялись новые государства-члены. С 1 июля 2007 года они начали получать информацию и передавать свою. Поскольку португальская инициатива увенчалась успехом, возникли споры о целесообразности продолжения работы по внедрению СИС II. Сомнение было отклонено советом, но вторая версия SIS все еще находится в разработке.
Почему ЕС обновляет Визовый кодекс
В мае 2018 года Европейская комиссия приняла предложение о пересмотре Регламента (ЕС) № 810/2009 для улучшения общей визовой политики с учетом вопросов миграции и безопасности.
Пересмотренный визовый кодекс также предполагает, что визовая политика ЕС будет более активно использоваться как инструмент для развития сотрудничества с третьими странами.
В целом члены комиссии, предложившие доработку кодекса, отметили, что эти изменения призваны облегчить визовые процедуры для тех, кто часто посещает Шенгенскую зону, а также для граждан стран, сотрудничающих в сфере реадмиссии нелегальных мигрантов и другие подобные области.
После того, как Комиссия приняла предложение, Европейский парламент утвердил его в апреле этого года, а позже, в июне, оно было одобрено Советом Европейского союза, что стало последним шагом на пути к внесению изменений.
Что меняется для заявителей
Новые правила вносят несколько изменений в процедуры подачи заявлений на получение визы, расширяя при этом преимущества виз.
Обновленный визовый код предусматривает:
1. Увеличение визовых сборов.
Стоимость визы для большинства стран увеличилась с 60 до 80 евро. Власти ЕС обосновали это необходимостью привести размер платы в соответствие с общим уровнем инфляции. Но есть и хорошие новости для россиян: существует соглашение между нашей страной и ЕС, предусматривающее упрощенный визовый режим. Поэтому стоимость визы для граждан РФ остается на уровне €35.
Если оформление осуществляется через визовый центр, вам, как и прежде, придется доплачивать за услуги.
2. Продление сроков подачи заявок на визы.
Вы можете подать заявление на получение визы за шесть месяцев до запланированной поездки вместо трех по старым правилам. Кроме того, с февраля 2020 года моряки могут оформить визу для выполнения своих обязанностей за девять месяцев до прибытия в любой из портов стран Шенгенского соглашения. Однако крайний срок подачи заявок по-прежнему составляет 15 календарных дней до запланированной поездки в Шенгенскую зону.
3. Применение электронных бланков заявлений.
Изменения позволяют заполнить анкету в электронном виде и подписать ее электронной подписью. На вопрос еженедельника, будет ли это новшество использоваться в России, пока не ответили ни в представительстве ЕС в России, ни в консульствах европейских стран.
Внешне складывается впечатление, что электронные декларации выгодны ЕС в первую очередь как «подстраховка» в вопросах контроля и безопасности. Уже известно, что их должны заполнять жители даже тех стран, которые имеют безвизовый режим с ЕС (например, американцы, украинцы и жители еще шестидесяти стран).
4. Обязанность каждой страны — участницы Шенгенского соглашения иметь представительство в стране, гражданам которой выдаются визы.
Это попытка облегчить жизнь гражданам определенных стран, чтобы им больше не нужно было ездить в соседнюю страну только для того, чтобы подать заявление на получение визы.
5. Выдача виз с более длительным сроком действия для часто путешествующих с положительной визовой историей.
Многократные визы со сроком действия до пяти лет будут выдаваться туристам, которые часто посещают Шенгенскую зону и всегда использовали свои предыдущие визы на законных основаниях. Если у вас была многократная шенгенская виза не менее двух лет за последние три года, вы уже имеете право на пятилетнюю шенгенскую визу.
Это право не ограничивается конкретными целями поездки или категориями заявителей. Однако государства ЕС обязаны уделять особое внимание людям, путешествующим с профессиональными целями: бизнесменам, морякам, артистам, спортсменам.
Наталья Иванова, жительница Санкт-Петербурга:
«У меня уникальный опыт получения шенгенской визы, так как я учитель французского языка. Я использую льготную схему оформления французского шенгена, которая естественно действует и на территории других стран ЕС. Французы выдают визы учителям в среднем на четыре года. Когда-то я получил финскую визу на год, но это тоже был условно-льготный режим для жителей Северо-Западного округа».
С какого момента начнет применяться измененный Визовый кодекс
Новый шенгенский визовый код будет применяться ко всем лицам, подающим заявление на получение шенгенской визы, с первого воскресенья февраля 2020 года.
Официальные лица ряда стран ЕС, применяющих шенгенские правила, подтвердили SchengenVisaInfo.com, что внедрение нового визового кодекса начнется одновременно во всех странах-членах ЕС.
«Когда Регламент (ЕС) 2019/1155 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 года, вносящий поправки в Регламент (ЕС) № 810/2009 об установлении Визового кодекса Сообщества (Визовый кодекс), является обязательным во всей своей полноте и прямо применимо во всех государствах-членах в соответствии с договорами ЕС, все страны Шенгенского соглашения, включая Литву, будут применять его со 2 февраля 2020 года», — пояснил SchengenVisaInfo.com представитель литовского Департамента информации и мониторинга СМИ.
Представитель МИД Германии также подтвердил, что посольства Германии будут использовать измененный код Шенгенской визы со 2 февраля 2020 года. Аналогичные комментарии сделали сотрудники визового отдела МИД Финляндии, сообщает пресс-служба МИД Бельгии иностранных дел и МИД Дании.
Шенгенский кодекс о границах
В 2006 году, после предложения Комиссии о принятии новых руководящих принципов, направленных на четкое разграничение правовых положений и процедур для внутренних и внешних границ, Кодекс Сообщества о пересечении народных границ ЕС (Шенгенский кодекс о границах).) был принят).
Кодекс является первым инструментом, регулирующим пространство свободы, безопасности и справедливости. Это кодифицирующий акт, который содержит правила пересечения государственных границ физическими лицами. Положения кодекса затрагивают внешние и внутренние границы, собственных граждан и граждан третьих стран.
Кодекс принят в нормативной форме, имеет прямое действие, не нуждается в ратификации или преобразовании в национальное законодательство. Отменены ранее принятые документы — две главы Шенгенской конвенции. Целью нового закона является совершенствование правовой базы для управления охраной границ ЕС. Для этого устанавливаются стандарты и процедуры.
Определение 1
Внутренние границы являются общими границами государств-членов. Они могут быть сушей, рекой, озером. Сюда входят аэропорты для внутренних рейсов в государствах-членах.
Внутренние границы включают морские и речные порты, предназначенные для нормального паромного сообщения.
Внешние границы — это все границы, которые не являются внутренними. Внешние границы пересекаются в пограничных пунктах. Граждане ЕС проходят минимальную проверку для установления личности. Граждане третьих стран подлежат более строгому контролю на границе. Проверяется соблюдение сроков въезда, наличие документов. Государства должны укомплектовать пограничные службы кадрами и обеспечить их материальными ресурсами. Пограничные службы стран-членов оказывают помощь друг другу и обеспечивают высокий уровень на всех участках границы. Взаимодействие пограничных служб координирует Европейское агентство по управлению оперативным взаимодействием на внешних границах государств-членов FRONTEX.
Кодекс описывает принцип отмены пограничного контроля на общих границах. Граждане ЕС могут переезжать из одной страны в другую, не подвергаясь пограничному контролю. Физические препятствия на дорогах отменены.
Кодекс также содержит перечень обязанностей полиции. Документ устанавливает условия разрешенных действий полиции. Контроль транспортных средств и людей полицией не носит систематического характера, а осуществляется только при наличии информации, имеющей значение для борьбы с преступностью. Смягчены некоторые правила въезда. Если на внутренних границах главное отмена контроля, то на внешних, наоборот, усиление.
Общие положения для граждан третьих стран описаны вместе с соответствующими мерами в области сотрудничества между полицией и судами. Когда страны-кандидаты готовились к вступлению в ЕС, они использовали Шенгенское соглашение в два этапа:
- включение Шенгенских правил в законодательство государства;
- отмена пограничного контроля.
Во-первых, кандидаты усилили правовые нормы, и если они проявят профессионализм в защите территории всего ЕС, то смогут приобщиться к пространству со свободой передвижения.
Кодекс предусматривает исключения из правил, например, восстановление временного контроля на внутренних границах. Шенгенская конвенция дает государствам право возобновить контроль в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Шенгенский кодекс определяет условия введения пограничного контроля. Также уточняется, что эта мера временная и требует дополнительных консультаций.
Контроль может быть восстановлен по соображениям защиты национальной безопасности.
Пример 1
Например, в 2007 году Германия ввела аналогичные меры на период проведения встречи «восьмерки» в Хайлигендаме. Австрия также участвовала в 2008 году благодаря проведению европейского футбольного кубка «Евро-2008».
Также возможно восстановление контроля на границе в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Например, террористический акт. Шенгенский кодекс требует, чтобы при восстановлении контроля все инциденты были достоянием общественности. После отмены пограничного контроля дается отчет о результате операции.
Какие юридические основания есть у стран ЕС для ограничения передвижения граждан
В отличие от США, где вопросы миграции решаются исключительно на федеральном уровне, миграционная политика в ЕС регулируется как на организационном уровне, так и на уровне отдельных государств-членов. Поистине единым для всех государств-членов правовым актом, регулирующим визовые вопросы, является Регламент Совета (ЕС) № 2018/1806 от 14 ноября 2018 г., устанавливающий перечень стран, граждане которых обязаны иметь визу для пересечения внешней границ государств-членов ЕС, а также список стран, граждане которых освобождены от этой обязанности. Он лишь устанавливает обязанность сохранения визового режима или, наоборот, безвизового режима, не регулируя вопросы выдачи виз и пересечения границы.
Если государство-член ЕС больше не связано какими-либо общими с другими членами ЕС правилами в отношении визового режима, оно может самостоятельно решать, выдавать россиянам визы или нет, пускать их на свою территорию или нет. Например, вариант «Нет» выбрала Болгария, приостановив на неопределенный срок выдачу туристических виз россиянам и виз владельцам недвижимости. Страны, входящие в Шенгенскую зону (это все страны ЕС, минус Ирландия, Болгария, Румыния, Хорватия, Кипр и плюс Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария) применяют общее законодательство о визах и правилах пересечения границы и уже не могут в полной мере самостоятельно принимать решения об ограничении передвижения россиян.
Наиболее важными актами Шенгенского законодательства являются Визовый кодекс 2009 года и Шенгенский кодекс о границах 2016 года.
- Визовый кодекс вводит одинаковые правила выдачи краткосрочных виз для всех стран.
- Шенгенский кодекс о границах устанавливает общие правила пограничного контроля на внешних границах ЕС и отменяет пограничный контроль на внутренних границах (т.е границах между государствами-членами), но государства сами выдают визы, пограничный контроль также осуществляется странами самостоятельно.
И вот, пользуясь тем, что право выдачи виз осталось за тем или иным государством, несколько государств-членов ЕС приостановили выдачу шенгенских виз всем россиянам, если только причины получения визы не будут признаны ими «уважительными». (например, смерть близких родственников). Сейчас без таких уважительных причин невозможно получить визу в Эстонию, Латвию, Литву, Нидерланды, Бельгию, Чехию, Словакию и Мальту. Выдача виз в Словения значительно ограничена.
Остается открытым вопрос, насколько эффективны такие односторонние меры, если однократная шенгенская виза называется однократной, поскольку она действует на всей территории государств-членов (п. 3 ст. 2 Визового кодекса) и отсутствует пограничный контроль на границах государств Шенгенской зоны (статья 22 Пограничного кодекса). Любая шенгенская виза позволяет ее обладателю после прохождения пограничного контроля на внешней границе свободно перемещаться по шенгенской зоне. Соответственно, вы можете ввести любые ограничения на выдачу шенгенских виз на вашей территории, которые не препятствуют получению визы в другом государстве Шенгенской зоны и въезду в нее.
Выборочные статьи Визового кодекса Европейского Союза:
Статья 6. Условия въезда для граждан третьих стран
1. При планируемом пребывании на территории государств-членов не более 90 дней в течение 180 дней с учетом периода 180 дней до каждого дня пребывания применяются следующие условия въезда в третьи страны: граждане:
(a) они имеют действительный проездной документ, который дает право на пересечение границы и который удовлетворяет следующим критериям:
i) он должен быть действителен еще не менее трех месяцев с даты предполагаемого выезда с территории государств-членов. В обоснованных случаях крайней необходимости от этой обязанности можно отказаться;
(ii) он был выпущен в течение последних десяти лет;
(b) у них есть действующая виза, если это требуется в соответствии с Регламентом Совета (ЕС) 539/2001*(26), за исключением случаев, когда у них есть действующий вид на жительство или действующая долгосрочная виза;
в) они обосновывают цель и условия планируемого пребывания и имеют достаточные средства к существованию на время планируемого пребывания и для возвращения в страну происхождения или для транзита в третью страну, доступ в которую им будет гарантирован, или они могут получить указанные средства законным путем;
(d) они не являются лицами, которым было выдано предупреждение SIS об отказе во въезде;
д) они не считаются представляющими угрозу общественному порядку, внутренней безопасности, здоровью населения или международным отношениям любого из государств-членов, в частности, если национальным базам данных государств-членов не было вынесено предупреждение об отказе в доступе к ним причина.
2. Для целей пункта 1 датой въезда считается первый день пребывания на территории государств-членов, а датой выезда является последний день пребывания на территории государств-членов. Сроки пребывания по виду на жительство или визе на более длительный срок не учитываются при расчете срока пребывания на территории государств-членов ЕС.
3. Неполный перечень подтверждающих документов, которые пограничник может потребовать от гражданина третьей страны для подтверждения выполнения условий, изложенных в подпункте с) № 1, содержится в Приложении I.
4. Оценка прожиточного минимума должна проводиться в соответствии с продолжительностью и целью пребывания, а также с учетом средних цен в соответствующем государстве-члене (государствах) на питание и проживание в доступном жилье, умноженных на количество дней пребывания.
В соответствии со статьей 39 ориентировочные суммы, установленные государствами-членами, доводятся до сведения Комиссии.
Оценка достаточных средств к существованию может производиться на основании наличных денег, дорожных чеков и кредитных карточек, находящихся у граждан третьих стран. Заявления о финансовой поддержке, если такие заявления предусмотрены национальным законодательством, и гарантийные письма от принимающей стороны, указанные в национальном законодательстве, если гражданин третьей страны проживает у принимающей стороны, также могут быть доказательством наличия достаточных средств к существованию.
5. За исключением №1:
а) Граждане третьих стран, не соответствующие всем условиям, изложенным в пункте 1, но имеющие вид на жительство или долгосрочную визу, могут въезжать на территорию других государств-членов транзитом для въезда на территорию настоящего государство — государством-членом, выдавшим вид на жительство или долгосрочную визу, за исключением случаев, когда их имена значатся в национальном списке предупреждений государства-члена, внешние границы которого они намереваются пересечь, и предупреждение сопровождается приказом об отказе во въезде или транзит;
б) граждане третьих стран, которые соответствуют условиям, изложенным в пункте 1, за исключением пункта б), и находятся на границе, могут въезжать на территорию государств-членов, если на границе выдается виза в соответствии с Статьи 35 и 36 Регламента Европейского парламента и Совета (ЕС) 810/2009*(27).
Государства-члены должны собирать статистику по визам, выданным на границе в соответствии со статьей 46 Регламента (ЕС) № 810/2009 и Приложением XII к нему.
Если нет возможности проставить визу в документе, в исключительных случаях она должна быть проставлена на отдельном листе, приложенном к документу. В этом случае необходимо использовать единый формат бланков заявлений на получение визы, изложенный в Регламенте Совета (ЕС) 333/2002*(28).
(c) граждане третьих стран, которые не соответствуют одному или нескольким условиям, изложенным в параграфе 1, могут получить разрешение государства-члена на въезд на его территорию по основаниям гуманитарного характера, по причинам национального интереса или в силу международных обязательства. Если заинтересованный гражданин третьей страны подлежит предупреждению, указанному в параграфе 1(d), государство-член, разрешившее ему/ей въехать на свою территорию, должно соответствующим образом проинформировать другие государства-члены.
Статья 11. Требования к визовой анкете (формуляру ходатайства)
Каждый заявитель подает заполненную и подписанную анкету (анкету на визу) в соответствии с выбором. На каждого заявителя должна быть заполнена отдельная форма. Несовершеннолетние подают заявление, подписанное родителем или опекуном.
Консульства бесплатно предлагают бланк заявления, который должен иметься в большом количестве экземпляров и быть легкодоступным. В отдельных консульствах на территории Республики Беларусь анкету можно заполнить в электронном виде и распечатать для консульства. Консульство должно сообщить заявителю язык или языки, на которых он может заполнить анкету.
Читайте также: Запись на визу Италия: инструкция, список документов
Статья 24. Выдача единой визы
1. Срок действия визы и продолжительность разрешенного пребывания определяются на основании проверки, проводимой в соответствии со статьей 21.
Виза может быть выдана на один въезд, на два въезда или на несколько въездов. Срок действия не должен превышать пяти лет.
В случае транзита продолжительность разрешенного пребывания должна соответствовать времени, необходимому для транзита.
Без ущерба для пункта (а) статьи 12 срок действия визы включает дополнительный период в 15 дней.
Государства-члены могут принять решение не устанавливать такой срок по соображениям общественного порядка или по причинам, связанным с международными отношениями любого из государств-членов.
2. Без ущерба для пункта (а) статьи 12, срок действия многократной визы составляет от 6 месяцев до 5 лет при соблюдении следующих условий:
а) заявитель подтверждает необходимость или обосновывает свое намерение совершать частые и/или регулярные поездки, особенно с учетом его профессии или семейного положения (например, предприниматели, работники, поддерживающие регулярные официальные контакты с государствами-членами и учреждениями Союза, представителей организаций гражданского общества, путешествующих для профессиональной подготовки, семинаров или конференций, членов семей граждан Союза, членов семей граждан третьих стран, законно проживающих в государствах-членах, и моряков), и
б) заявитель подтверждает свою добросовестность и благонадежность, в частности посредством законного использования ранее выданных единых виз или виз с ограниченным территориальным действием, свое финансовое положение в стране происхождения и свое реальное намерение покинуть территорию государств-членов до истечение срока запрашиваемой визы*(57).
3. При принятии решения о выдаче визы в ВИС включаются данные, указанные в статье 10 № 1 Положения о ВИС.
Статья 32. Отказ в визе
Отказ в визе возможен в следующих случаях:
- если заявитель:
- предоставляет поддельный, поддельный или искаженный проездной документ (паспорт);
- не предоставляет подтверждение цели и условий предполагаемого пребывания;
- не предоставляет доказательства того, что он имеет достаточные средства к существованию как на время предполагаемого пребывания, так и для возвращения в страну своего проживания или для транзита в третью страну, доступ в которую ему гарантирован, или не может получить такие средства в законным способом;
- уже находились на территории государств-членов Шенгенской зоны в течение 3 месяцев в течение текущего 6-месячного периода;
- считается угрожающим общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью или международным отношениям любого из государств-членов Шенгенской зоны;
- не предоставляет доказательств адекватного и действительного договора медицинского страхования;
- при наличии обоснованных сомнений в подлинности представленных заявителем подтверждающих документов или правдивости их содержания, в достоверности заявлений, сделанных заявителем, или в его намерении покинуть территорию государств-членов до истечения срока запрошенная виза.
Решение об отказе в выдаче визы и его причины сообщаются заявителю по установленной форме. Заявители, принявшие решение об отказе в выдаче визы, могут его обжаловать. Жалобы подаются против государства-члена, принявшего окончательное решение по заявлению, в соответствии с национальным законодательством этого государства. Информация об отказах в выдаче визы включается в визовую информационную систему (ВИС).
Совет: в случае отказа в визе не следует обращаться в другие консульства стран-участниц Шенгена как минимум 3 месяца, иначе в визе снова будет отказано. Есть мнение, что менять паспорт и обращаться в консульство нужно с нулевой визовой историей, но следует помнить, что все визы и отказы в них вносятся в единую визовую информационную систему. В этой системе каждому человеку присваивается 14-значный идентификационный номер, который не меняется при смене паспорта или фамилии. В некоторых случаях помогает смена паспорта, ведь не все консульские работники проверяют отказы при выдаче виз.
Перечень документов на туристическую шенгенскую визу
Визовый кодекс стран Шенгенского соглашения устанавливает неисчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи в консульство заявителем. Перечень документов не является исчерпывающим, т.е консульство вправе запросить и другие документы, подтверждающие цель поездки.
- Документы о цели поездки:
- подтверждающий документ от учреждения, представляющего размещение (бронирование гостиницы);
- подтверждение бронирования места в качестве участника организованного тура или иной документ, отражающий программу планируемого тура;
- в случае транзита — виза из третьей страны или иное разрешение на въезд в третью страну.
- Документы, позволяющие оценить намерение заявителя покинуть территорию государств-членов:
- обратный билет или бронирование таких билетов;
- документ, подтверждающий наличие у заявителя финансовых средств в стране проживания;
- трудовой сертификат и выписки со счета.
- Документы, касающиеся семейного положения заявителя:
- согласие родителей или опекунов на выезд несовершеннолетнего ребенка в путешествие без сопровождения родителя или опекуна;
- любые доказательства родственных связей с принимающей стороной;
Этот список документов не является окончательным и может меняться в зависимости от консульства. Подробный перечень документов для оформления визы необходимо уточнять при бронировании поездки. Подробнее о порядке получения визы в страны Шенгена смотрите здесь.
Выдача виз по правилам единого Визового кодекса
В кодексе не указаны правила выдачи виз, Шенгенская конвенция осталась документом. В Гаагской программе Совет подчеркнул необходимость дальнейшего развития визовой политики. Было предложение пересмотреть совместную консульскую инструкцию. В 2006 году был предложен проект визового кодекса, где были собраны все документы в визовом направлении. Визовый кодекс был принят 13 июля 2009 года.
Используется визовая информационная система, которая позволяет улучшить выдачу виз. Государства-члены должны опубликовать процедуру выдачи виз. Ряд вопросов смягчен с учетом правоприменительной практики. Устранены недостатки законодательства о медицинском страховании путешествующих, практические инструкции преобразованы в правовые нормы.
От прежнего регламента остались две дихотомии: единые визы и визы с ограниченным территориальным действием. Визы могут быть выданы на один, два и более въезда. Все это касается краткосрочных виз. Долгосрочные визы остались за рамками Визового кодекса.
Краткосрочная виза выдается для деловых, туристических и частных поездок. Государство, которое принимает решение о выдаче визы, является наиболее важным, когда речь идет о цели поездки. При этом не учитывается, какая страна первой войдет в ЕС. Если ни одна страна не является самой важной, визу следует запрашивать в консульстве той страны, которая будет первой при въезде. При наличии транзита виза запрашивается в государстве, территорию которого пересекают, или в транзитной зоне соответствующего аэропорта. Если вам нужно проехать через несколько государств, виза требуется в первом транзитном государстве. При подаче заявления на визу необходимо предоставить отпечатки пальцев. Документы для получения визы передаются в консульство.
Шенгенская виза (однократная) может быть однократной или многократной со сроком действия от 6 месяцев до 5 лет. В приложении к Визовому кодексу перечислены государства, граждане которых должны получить аэропортовую транзитную визу, которая позволяет человеку въезжать в международную зону в аэропорту, но запрещает выход за ее пределы. Визы со сроком пребывания более трех месяцев считаются национальными визами и выдаются в соответствии с законодательством страны. Виза дает право проезда через территорию другой страны для въезда в страну, выдавшую визу. Виза определяется как долгосрочная виза, она действует на территориальном пространстве страны, выдавшей ее.
Если у вас есть шенгенская виза, вы также можете подать заявление на получение национальной визы. Если иностранец не может въехать на территорию Шенгенской зоны, но одно из государств разрешает ему въезд на свою территорию, выдается виза с ограниченным территориальным охватом. Обладатель этой визы имеет право находиться только на территории государства в течение трех месяцев или транзитом.
Примечание 6
Граждане третьих стран, визы которых получены на законных основаниях, после въезда на территорию одной из стран могут передвигаться по территории всех государств.
Также существует более тщательный контроль при пересечении границы и на территории любого шенгенского государства. Компетентные органы могут запросить дополнительную информацию.
Граждане третьих стран также могут использовать вид на жительство в качестве краткосрочной визы. Если государство является членом Европейского Союза, но не участником Шенгенского соглашения, его граждане могут передвигаться в пределах территориальных границ Шенгенского соглашения. При пересечении границы граждане предъявляют паспорта и следуют отдельным коридором «граждане стран-членов ЕС».
Примечание 7
Все желающие получить шенгенскую визу проверяются по единой шенгенской и национальной базе данных. Все нарушения регистрируются в этих базах данных. Нарушения, совершенные в одной стране Шенгена, влекут за собой автоматический отказ во въезде в другие страны.
Базы данных содержат список тех, кому было отказано в визе, кто находится в списках Интерпола, кто совершил уголовные или административные правонарушения, кто был депортирован. Сведения о лицах, в отношении которых предъявлено требование об аресте и выдаче, вносятся в базу данных от имени судебных органов государства, выдвинувшего требование. Информация о гражданах третьих стран, которым было отказано в выдаче визы, вносится в базу данных на основании национальных списков, подтвержденных компетентными административными органами и судами. SIS также содержит информацию об искомых объектах.
Пограничные службы, полиция, таможня, консульства, выдающие визы, имеют право получать информацию из Шенгенской информационной системы.